Как открыть бизнес по производству шариковых ручек
По статистике ручками пользуется 92% населения Земли. Каждую секунду в мире покупают около 125 шариковых ручек. Уже эти факты говорят о рентабельности продажи этого необходимого товара. Ручки пользуются огромным спросом, поэтому такой бизнес окупается почти всегда.
В России объем рынка ручек в штуках равен 435,6-580,8 миллионов штук в год (если предположить, что всё население пользуется ручками). Шариковая ручка входит в сегмент канцтоваров — «пишущие инструменты». По данным компании Sanford они занимают в этом сегменте 49% по объему и 60% — в денежном выражении.
Ручки по цене делятся на четыре группы: низший ценовой сегмент (5-10 руб/шт), средний ценовой сегмент (30-100 руб.), высший ценовой сегмент (выше 100 руб.). промоушн-сувениры. Все ручки можно разделить на подарочные и ручки для повседневного использования. Нас интересуют обычные шариковые ручки, пользующиеся наибольшим спросом из-за совмещения низкой цены и удовлетворительного качества.
Производство шариковых ручек имеет особую специфику, которая будет определять затраты на бизнес и сроки окупаемости.
Специфика производства шариковых ручек: сырье и оборудование
При производстве шариковых ручек можно осуществлять полный цикл: изготавливать пишущие узлы (наконечник с шариком), отливать стержни и корпуса. В данном случае понадобится закупить достаточно много оборудования и сырья: пресс формы для отливания корпусов (200 тыс/ руб. – 500 тыс/руб), оборудование для производства шариковых стержней для ручек (от 300-до 500 тыс/руб), оборудование для сборки ручек (соединение корпуса, стержня и колпачка), полипропилен (30-75 руб/кг), центрифуга (около 200 тыс/руб), чернила, медные наконечники с шариками и прочие расходные материалы. Выполнение полного цикла достаточно затратное дело, особенно это касается пресс формы, которую нужно менять при каждом желании изменить дизайн ручки.
Производство в России — дело тяжелое и достаточно убыточное. Цена ручки складывается из: 1) материал, 2) налоги и отчисления, 3) заработная плата, 4) накладные расходы (зарплата обслуживающему персоналу, оплата электроэнергии, воды и т. д.). Выйдет достаточно дорогой товар. Поэтому наиболее разумным решением при начальной стадии организации производства и продажи ручек является неполный цикл: можно закупать стержни для ручек, изготавливать оригинальные корпуса и собирать ручки или закупать и стержни, и корпуса. Тогда вам не надо будет покупать машину для стержней и центрифугу, которая убирает воздух в пишущем узле.
Для сборки ручек нужен именно специальный аппарат, а не человек. Машина собирает 30 ручек в минуту, для выполнения такого объёма работы понадобится 20 человек, а, следовательно, и больше затрат. Стоимость одного стержня колеблется от 0, 19 руб/шт до 1 руб/шт (и дальше), в зависимости от цвета и фирмы производителя. Таким образом, 300 (500) тыс. за машину, производящую стержни, и 200 за центрифугу можно тратить на сами стержни, что будет рентабельнее и уменьшит срок окупаемости.
Выпускать лучше ручки синего и чёрного цвета, со сменным стержнем: они пользуются большим спросом. Для нанесения логотипов, рисунков можно использовать технологию тампонной печати, которая является эффективным способом нанесения изображения. Правда это потребует определённых затрат. Цена ручного станка для нанесения печати колеблется от 15 тыс/руб и до нескольких сотен, также необходимо будет приобрести компрессор, экспокамеру, краску, разбавитель, ацетон для смывки краски.
Помещение
Лучше арендовать помещение производственного цеха в промышленной части города или за городом, что позволит и сэкономить, и избежать жалоб проживающих рядом лиц. Площадь помещения должна быть от 200 кв. м. Стоимость аренды от 30000 в месяц, в зависимости от площади и района.
Персонал
Численность персонала составляет максимум 10 человек. В их число входят инженер-технолог по пресс формам (1-2 человека, з/п 30 – 40 тыс/р), операторы на машину по сбору ручек (2 человека, з/п от 20-30 тыс/р), а также приходящий бухгалтер (его наличие зависит от формы собственности компании), подсобные рабочие (от 10 тыс/р) и менеджер по маркетингу и рекламе (от 15 тыс/р). На начальной стадии операторы могут исполнять обязанности подсобных рабочих.
Инвестиции
При открытии производства шариковых ручек неполного цикла (без стрежней) стартовые инвестиции составляют минимум 500 тыс/р.
Маркетинг
Есть бренды, хорошо зарекомендовавшие себя на российском рынке: японские ZEBRA, PILOT, PENTAL, UNI и PENAC, европейские SCHNEIDER, PAPER, BIC, STABILO, STEADLER и Universal. Но часто потребители при выборе шариковой ручки не интересуются торговой маркой. Их скорее интересует цена и качество. Это облегчает продажу товара. Уступают шариковые ручки и отсутствием инноваций, но здесь можно выиграть с помощью необычного дизайна ручки, её удобства (именно поэтому лучше приобрести пресс форму).
Сезоном активных продаж шариковых ручек является конец августа, сентябрь, т. е. время перед началом учёбы школьников и студентов. Летом будет упадок спроса.
При налаживании каналов сбыта важно помнить, что сама шариковая ручка может стать рекламной площадью, которую надо активно продавать. Например, существует много крупных компаний, которые являются активными заказчиками именных ручек с логотипом («Сбербанк», «РОСГОССТРАХ», различные ВУЗы). Наладив с ними связь, можно получить ещё один источник дохода.
Разрешения
Официальным путём получения всех необходимых лицензий займёт около двух месяцев и обойдётся вам в оплату госпошлины. Регистрация ИП будет стоит около 7 тыс/р (с учётом изготовления печати). Также понадобятся разрешения санэпидемстанции и пожарной охраны. При производстве ручек с различными гаджетами важно помнить, что не все они разрешены законом. Например, за изготовление шпионской ручки вам грозит срок от 4 до 10 лет.