Шариковая и перьевая ручки в СССР

Воскресенье, 11 Марта 2012 г. 15:54 + в цитатник

Этой ручке уже полвека.

Шариковые ручки появились на Западе еще до Второй мировой войны. Но в нашу страну они, понятное дело, пришли со значительным опозданием. За бугром уже переходили на пейджеры и компьютеры, а у нас, как обычно, пытались изобрести велосипед, то есть нашу, советскую шариковую ручку.

Справедливости ради, надо отметить, что сделать эту простую вещь оказалось не так просто. Первые попытки были предприняты в 1949 году, но особым успехом не увенчались. Шарики оказались вовсе не шариками, а произвольными геометрическими телами, да и чернила представляли собой субстанцию с непредсказуемыми свойствами. Время шло, наши ученые ломали голову: как же так? «Паркерами» расписывается Эйзенхауэр, а мы уже 5 лет не можем создать ничего достойного! Родину нашу спас очередной Кулибин, предложивший оригинальную химическую формулу, до которой западный ученые так и не додумались: касторка + канифоль = чернила. Не Бог весть какая формула, но тоже неплохо. В общем, к 1965 году дело пошло на лад, и шариковые ручки начали производить более или менее массово, на швейцарском оборудовании.

В эти годы были разработаны специальные ручки для письма в невесомости, которыми писали космонавты на космических кораблях «СОЮЗ-3» и «СОЮЗ-4», разработаны первые отечественные фломастеры, специальные пишущие узлы (пирографы) для регистрирующей аппаратуры электростанций.

Принцип работы шариковой ручки весьма прост. Канал, по которому проходят чернила, на конце перекрыт металлическим шариком, который должен смачиваться чернилами. Небольшой зазор между шариком и стенками позволяет ему вращаться и оставлять на бумаге след.

В настоящее время принцип шариковой ручки используются и в других устройствах — например в шариковом дезодоранте или тюбике с клеем.

В журнале «Наука и жизнь» раздел «Маленькие хитрости» давал советы, как чинить шариковые ручки.

Например, Лечение пачкающего стержня.

После неоднократной заправки стержня шариковой ручки зазор между краями стержня и шариком увеличивается и ручка начинает писать хуже — пачкает. Этот дефект исчезнет, если конец стержня обжать. Простейшей «обжимкой» может служить канцелярская кнопка, воткнутая в дерево. Поместите конец наклоненного стержня в угол выреза кнопки и, слегка надавливая, повращайте его

Хранение стержней для шариковой ручки.

Запас стержней для шариковой ручки можно хранить годами в пробирке с плотной пробкой, не опасаясь, что паста засохнет. Если в пробирку со свежими стержнями поместить засохшие, то они вскоре восстанавливают свои свойства

Когда-то мы «лечили» ручку так. разбирали ее, брали стержень и прямо зубами отрывали перо, осторожно дули в стержень, вставляли обратно перо в стержень, собирали ручку и продолжали писать. Следы от чернил оставались в углу рта. Не помню, чтобы кто-то отравился ими.

В фондах 5-го канала есть замечательный коротенький видеосюжет, посвященный первым шариковым ручкам в СССР. Очень рекомендую его посмотреть, помогает проникнуться той атмосферой, какая царила в те годы в индустрии шариковых ручек.

Говорит и показывает Петербург Оригинал «

Считается, когда шариковые ручки стали общедоступными, ими запрещали писать в школах. В чем здесь логика – не совсем ясно. Может, клякс от них было еще больше, чем от перьевых ручек, может «почерк терял индивидуальность», а может — еще какая напасть. Но было, так было – не нам судить. В массовом порядке применять новые ручки стали примерно в 1970-м году.

На мой вопрос папа ответил, что писал шариковой ручкой в старших классах — это в конце 60-х годов. О запрете не слышал. Первоклассники не писали шариковой ручкой, потому что такие ручки не часто бывали в продаже, по крайней мере в Рязани. Стоили 2 руб — по тем временам недешево. Для первоклашки — это роскошь.

Тогда был предмет — чистописание или «письмо». Учились выводить пером буквы. Когда в первых классах учили писать перьевыми ручками, это делали не просто так, а с целью именно правильно поставить руку. Ведь если перьевую ручку неправильно держать, то она просто не будет писать.

Учили писать так называемой «простой ручкой»: деревянная круглая крашеная палочка с металлическим зажимом на одном конце, в который вставлялось стальное перо, и макалась ручка в чернильницу.

Нужно было следить не только за правильностью начертания буквы, но и за нажимом пера в той или иной части линии: от него зависела толщина линии. Были «предзаполненные» типографским способом специальные тетради — прописи, и в них оставлено место для вписывания собственных достижений в каллиграфии, а упражнения делались в обычных тетрадях в косую линейку. В прописях и писали всю первую четверть, а только потом нам в косую линейку тетради предписывались.

Благодаря применению перьевых авторучек у первоклашек вырабатывались навыки красивого письма – с правильным нажимом, наклоном, давлением на перо.

Были и загадочные чернильницы-непроливайки. Я не могла понять, почему «непроливайки», если ничем не закрывались. Эдак чернила через отверстие прольются и запачкают все вокруг! А их еще и носили в ранцах. Я нашла видео.

До рубежа 70-80-х годов на почтах, в сберкассах и в паспортных столах на столиках для заполнения бланков советских людей ждали казённые простые перьевые ручки и чернильницы. В последний раз я их видела на рязанской почте в первой половине 80-х годов. Попробовала писать на бумаге ими — пачкалась.

В последнее время говорят, что детям лучше учиться писать перьевыми ручками. Почему? Есть такая теория — при использовании пера рука подвергается меньшим нагрузкам. Все, кто пользовался пером, отмечают, что напряжение в кисти и запястье после долгого непрерывного письма практически отсутствует. Чтобы паста шариковой ручки оставила следа на бумаге, приходится прилагать усилие, давить на ручку, в результате, хочется поскорее избавиться от «писанины» как от крайне утомительного занятия. Перо в свою очередь оставляет на бумаге гладкий и четкий штрих даже при легком прикосновении к бумаге.

Svetagor в своем блоге привела отрывок из интернета, как у кого-то сын учился писать. Шариковой ручкой писал коряво, как любой первоклассник. Но он учился в немецкой школе, а там такое правило — первые два года школьники пишут карандашом, а все остальные одиннадцать лет учебы — в обязательном порядке перьевой ручкой. По окончании школы перьевой ручкой никто никогда не пользуется. Отец решил разобраться, почему дети должны учиться писать фюллером ( по-немецки — перьевой ручкой). Будто бы поневоле дети привыкают писать красиво.

Указательный палец гнется сильно.

Пальцы более расслабленные.

Самый главный плюс перьевой ручки — чувствительность к нажатию. Нажали больше — линия получилась толще. Чуть отпустили — линия получилась тоненькая. Даже небольшое нажатие перьевая ручка чувствует (тогда как шариковой ручкой при таком слабом нажатии писать просто бы не получилось). Что это значит? Это значит, что при письме перьевой ручкой можно менять силу нажания. Ведём линию вниз — нажатие больше. Ведём линию вверх — нажатие меньше. При этом и рука наша то напрягается, то расслабляется. При расслаблении снимается напряжение.

Линии, буквы, цифры, написанные пером, получаются ровнее, чем если бы мы писали шариковой ручкой. При медленном письме шариковой ручкой (а все дети начинают с медленного письма) появляются какие-то неровности, бугорки, линии «дрожат».

К недостаткам перьевой ручки можно отнести трудности в обращении. Например, чернила могут подсохнуть и требуется время, чтобы ручку расписать. Также письмо может быть неаккуратным из-жа того, что ручка подтекает. Можно нечаянно «смазать» только что выведенную линию, или же чернила могут растекаться из-за некачественной бумаги.

А вы как писали перьевой ручкой в школе?